Ценители поэзии Людмилы Колодяжной с радостью встречают появление новой книги ее стихов. Этот сборник состоит из двух частей: Избранного и Поэтических дневников автора за
Идея придать значение датам, тому времени, когда были написаны стихи, кажется исключительно логичной и обоснованной. В своем творчестве поэт Л. Колодяжная часто обращается к теме времени как философской категории и одному из обстоятельств нашей жизни. Мы не властны над временем, но неминуемо становимся его частью, в него вписываются наши дела, поступки, чувства и пристрастия, наше творчество и приобщение к творчеству других людей.
Людмила Колодяжная, большой поэт, чья поэтическая одиссея насчитывает не один десяток лет, начинает свой новый сборник с «Избранного». Это своего рода отчет о продолжительном и плодотворном времени творчества. В него вошли стихи, самые значимые и совершенные по мысли и форме, печатавшиеся в более ранних сборниках. В теперешней подборке их много, но это далеко не все лучшее, что написано автором. Читая макет сборника, я с радостью встречалась с давно известными и любимыми мной стихами, как со старыми добрыми знакомыми.
Не устаю удивляться глубине содержания многих произведений и их изысканной художественной форме. Прекрасные сравнения, метафоры, афористичность некоторых строк и даже четверостиший — все это исключительно талантливо, уникально.
«Душа моя, ровесница,
тропинку выбирай,
по узкой черной лестнице
не попадают в рай».
«...разреши мерцанье этой ночи
до тебя в ладонях донести».
«Вечность за пядью пядь
затянет времени бреши».
Калейдоскоп метафор в начале стихотворения «Позови»:
«Позови туда, где закат
золотит горизонта оковы...
.............................................
где березовых дров смола
омывает мольбой жаровню»...
В стихах встречаются удивительные фонетические находки, например: «Во чреве вечеров — речей горячих горечь»...
«Избранное» кажется большим ретроспективным календарем, запечатлевшим ход минувшего времени, которое было наполнено событиями, размышлениями, чувствами автора.
«Дневники за
Людмила Колодяжная, глубоко верующий человек, сверяет свою жизнь с датами Православного календаря. Эти вехи имеют для нее самое существенное значение. Отсюда — размышления о сущности бытия, о времени, данном нам для полезных дел в этом мире. День за днем автор пишет о событиях собственной жизни, о творчестве, о тонких эмоциях человеческого сердца.
Если говорить о тональности поэзии Л.Колодяжной, то она воспринимается как нечто светлое, как голос доброй и щедрой души, и если в ней иногда присутствует печаль, то она неизменно бывает «светла».
Новый сборник стихов можно оценить как перекличку времен в масштабах творчества одного поэта — Людмилы Колодяжной, большого мастера, достойного продолжателя традиций российской поэзии Серебряного века.
Посвящается Л.И.Колодяжной
Как описать поэзии явленье,
Высокой лиры строй, и лад, и звук,
Что пробуждает в нас игру воображенья
И украшает бренной жизни круг?
Судьба ли, случай, высшее веленье —
Служить поэзии уж столько долгих лет!
Такой творец, вне всякого сомненья,
По праву называется — поэт.
Стихи изящны и легки, они неброски,
В них сердца голос, мысли стройной ток.
Серебряного века отголоски
Здесь слышатся в переплетенье строк.
Внимай им, понимай и восхищайся,
И их легко и благодарно положи —
Как маленький, живой кусочек счастья —
В копилку очарованной души.
Да будет живо — то волшебное наитье,
Которое творящему дано!
... Недаром кажется — серебряною нитью
Стихов прошито кружевное полотно.
«Ты здесь, мы в воздухе одном».
Б.Пастернак
«Разреши мерцанье этой ночи
До тебя в ладонях донести».
Л.Колодяжная
Вы здесь... Вы с нами на одной земле,
Но все-таки в ином каком-то измеренье:
Среди творцов — достойной, в их числе —
Серебряного века поколенья.
Вы здесь... Изящной женщины абрис,
Полет фантазии, души широкий росчерк
И водопады слов, где блещет — жизнь,
Где светел — Ваш неповторимый почерк.
До Вас хотела бы "в ладонях донести"
Я восхищение свое и благодарность.
Пусть вдаль влекут поэзии пути,
И щедрая — не оскудеет неба данность!
На «шести сотках» краткого неофициального отклика на стихи Л. Колодяжной не скажешь всего о том, чем же они как-то особенно привлекательны. Свой, свежий голос, порой, тончайшие интонации... Да, конечно. И непосредственность почти дневниковой точности вербальных откликов на душевные движения во внутреннем и внешнем мире: «здесь и теперь»; «Там и Вечно»... Несомненно. И профессиональная зрелость серьезных опытов противостояния «прелести» инерционной гармонии стиха. И многое, многое другое. Но, признаюсь, что больше всего я был поражен образной яркостью сближения двух строк о «самовитых словах» (термин Велимира Хлебникова):
«В каждом слове, как в комнате, мечется старое эхо...»
и
«В каждом слове, как в комнате, новое эхо томится...»
Москва, 1998 год
Теперь, когда стало боязно — или тоскливо — заглядывать в новые опусы стихотворцев: одних, потому что наткнешься на дежурную непристойность, других, потому что попадешь в тенета претенциозных псевдо-теологических воспарений — стихи Л. Колодяжной и по своей искренности, и по своей высшей настроенности оказываются особенно отрадным сюрпризом. Вместе с поэтом мы заново ощущаем, что душа — нездешних стран жилица, что вырываясь из плена вещей, она не разрывает с ними, но одушевляет их, что страдая от преходящести чувств, она стремится сохранить их в вечности. «Романтизм — это душа», — вспоминаются слова Марины Цветаевой. О душе нашей поэтессы надо было бы сказать: «христианский романтизм».
Москва, 1999 год
Предисловие к диску песен на стихи Людмилы Колодяжной «Ковчег», изданного в 2008 году:
На этом диске представлены избранные христианские песни на стихи известной московской поэтессы Людмилы Колодяжной. Эмоциональная насыщенность, глубокое и неожиданное осмысление библейских сюжетов и святоотеческой традиции, блестящее владение словом и отчётливо выраженная мелодичность стихотворений поэтессы сделали их прекрасной основой для многих красивых и запоминающихся песен, которые, по праву, могут быть отнесены к достойным образцам такого непростого, но крайне необходимого в наши дни (и добавим — действительно, востребованного, особенно молодежью) песенного жанра, как христианский романтизм. Музыка к песням написана такими яркими представителями этого направления современной православной культуры как Инна Николаева, Ольга Кузьмичева и Александр Долгополов.
Читая поэта, пытаешься уяснить себе причины того тайного очарования, которым отмечены стихи именно этого поэта, их сокровенную мелодию смыслов и стоящую за ней картину мира. Перефразируя Рильке, можно сказать, что хочется найти, где страна поэта граничит с небом. Говоря о стихах Людмилы Колодяжной, хочется сразу же выделить их причастность иному пространству, синтезирующему пространство обычного зрения и пространство речи. И это не просто метафоры, в которых фигурируют бумага и строчки, (ведь такие метафоры можно найти и у многих других поэтов), речь идёт о какой-то новой органике соединения обыденного и умозрительного, органике, в которой слово и поэтическая строка становятся такой же частью реальности, как вода и хлеб:
«И лист сырой бумажный
плывёт издалека,
и вырастает влажно
из-под пера строка...»
«Слово-лист вырастает затем,
чтобы с милою жизнью расстаться...»
«Зарастают словами поля,
не услышать тебе журавля...»
Такой подход предполагает особую чуткость к слову предшественников, не потому ли стихи Людмилы Колодяжной наполнены аллюзиями на известные строчки известных поэтов:
«Разреши мне снова прислониться
к твоему дверному косяку...»
«...время вспахано плугом, и звёздами небо разрыто...»
«...к неизвестному изданью
жизни, в новый переплёт...»
Этим же определяется особенная чуткость поэта к мифологемам и архетипам:
«Я продолжаю то, что до меня
возникло в пожелтевших чуть страницах,
я просто часть упавшего огня,
я лишь звено в протяжной веренице...»
«...весь этот мир — как на ладони
лежащий вечно у Творца...»
Но одной этой причастности другим измерениям, измерениям символической реальности слова и культурно-исторических архетипов, было бы мало, если б в стихах не прорывался родник живого человеческого чувства:
«...в тот час, когда — закат, закат, закат
горит в листах — тоской строки карминной...»
«Мы с тобою будем ронять слова,
как янтарь роняет пустынный сад...»
«Мой взгляд пока никто не гонит
от линий твоего лица,
когда вокруг него ладони
летят, как крылья у Гонца...»
«...погубить тишиной так легко
голос хрупких вещей, чуть протяжный?..»
«Я как молитву буду повторять
слова не тех, кто в стане отлюбивших,
а тех, кого так страшно потерять —
поэтов, жизнь мою сложивших...»
ноябрь, 2014
(о книге Людмилы Колодяжной
«Отражением в глазах застыть...»,
М., «Вест-Консалтинг», 2014 г.)
Бывают в жизни такие ситуации, когда приходит чувство глубокой благодарности. Благодарность следует за добром в одной связке. И как же хорошо, когда есть возможность выразить эту благодарность книгой, мудрой и доброй. Литератор почти всегда выражает пережитые чувства, в том числе и чувство благодарности, книгой или даже одним произведением, или даже одним абзацем, одной строфой, но непременно обращёнными к первопричине этих чувств. Про такие произведения-благодарения говорят, что идут они из самых глубин души, сами как чувства выстраданные и выплеснутые, откровенные и пронзительные.
Благодарим кого? Господа Бога, Ангела-хранителя, любимых и близких людей, тех, кто рядом, и тех, кто в душе и сердце. И это чувство благодарности в итоге связывает нас всех и погружает в одно пространство добра.
Стихотворения Людмилы Колодяжной — обо всём об этом. Стихи и про отношение к жизни, то оно по-женски чуткое, лирическое:
«Как мало нужно — чтобы длился вечер,
и Ангел оживал на образах,
чтоб вскидывал ты руки мне на плечи
и поцелуем прикрывал глаза...»,
а то — мятущееся, тянущееся к вечным поискам своей «половинки», рвущееся
«сюда, где встречаются вместе вновь
жизнью разбитые части...
Сюда, где хочешь сказать: «любовь»,
а произносишь — «счастье»...,
и в то же время вполне философское, с ощущением связи с мудростью прошлого
«Дозволь — и мне за горизонт шагнуть,
на миг земные позабыв картины.
чтобы остался только — Млечный путь
и облаков мерцающие льдины.
Кремнистый путь — вначале непривычен,
но лермонтовским словом освящен...
Там виден склон крутой горы Масличной
И серебристые склоненья крон».
После прочтения книги (на одном дыхании!) трудно выделить какое либо стихотворение, они как бы сплетаются все вместе в спасительный венок-круг, помогая читающему. Когда помогая?
«Когда страницырвут и нити рвутся,
и жизни катятся, куда хотят,
когда хотят уйти, вернуть, вернуться,
не веря в стенки тонкие преград».
Глубокая благодарность автору и за мудрый взгляд, и за отражение этого взгляда, и за точное, доброе слово, которое может сказать только Людмила Колодяжная, доверительно, признаваясь нам:
«Ведь я творю при лунномсвете,
Как бы Создателю в ответ —
Из снов, из слов, из междометий
Лишь то, чего на свете нет».
И читатель ждет этих новых откровений и творений с трепетом и благодарностью.
11.03.2014 г.